Насколько важно сохранять, развивать и доносить до сознания нынешнего поколения ценность традиционной русской культуры, мы беседовали с директором Государственного академического Сибирского русского народного хора заслуженным работником культуры Российской Федерации Екатериной КОВАЛЕВОЙ.
— Екатерина Федоровна, сегодня совершенно очевидно, что Сибирский хор является визитной карточкой Новосибирской области и столицы Сибирского региона…
— Вы правы, и это было предопределено. Факт того, что коллектив был создан в 1945 году с формулировкой «…назначить дату первого выступления в день победы советского народа над фашистской Германией…», а первое выступление состоялось 9 мая, говорит сам за себя. Такие имена, как Левашов В. С., Новиков А. П., Захарченко В. Г., Руднев С. В., Фирсов М. Н., Мочалов В. В., внесли неоценимый вклад в развитие и становление Сибирского хора как статусного, знакового коллектива, снискавшего мировую славу.
— Но ведь так было не всегда. Ни для кого не секрет, что не так давно коллектив переживал не лучшие времена и с вашим приходом ситуация кардинально изменилась. Как же удалось этого добиться?
— Все изменилось с приходом новой команды, причем как творческой, так и управленческой. Мы понимали, что традиционное искусство воспринимается общественным сознанием как нечто архаичное. Конечно же, такое положение нас не устраивало. Пытаясь изменить ситуацию, мы пришли к пониманию, что в первую очередь русское традиционное искусство необходимо адаптировать к восприятию современного зрителя. Мы вернулись к истокам — песню на Руси не пели, а «играли». Суть традиционного искусства опирается на триединство музыки, песни и танца. Введя в репертуар лучшие оригинальные образцы народной музыки, песни и хореографии, изменив сценическую подачу исполняемых произведений, разработав новую коллекцию концертных костюмов, основанных на традиционном крое, мы переломили сложившийся стереотип и вернули коллективу некогда утерянный статус национального достояния Сибири.
Мы вернулись к истокам — песню на Руси не пели, а «играли». Суть традиционного искусства опирается на триединство музыки, песни и танца...
— Ваш коллектив носит название «Сибирский хор». А чем отличается традиционное искусство Сибири от традиционного искусства других регионов?
— Сибирское традиционное искусство очень самобытно. В Сибири, как ни в одном другом регионе России, представлена вся многообразная палитра национальных и региональных традиций. Безусловно, на формирование традиционной культуры Сибири повлиял тот факт, что сибирские земли заселяли люди особой ментальности — каторжане, политические ссыльные, представители разных сословий, выбравшие тяжелую, но свободную жизнь. Сибирь не знала крепостного права. Естественно, это не могло не отразиться на народной культуре. Сибиряки — это красивые, сильные, гордые люди. Люди, которые вопреки всем тяготам и перипетиям не только осваивали, казалось бы, непригодные для жизни земли, но и духовно обогащались посредством взаимопроникновения национальных традиций и культур. Этим и определяется, по моему мнению, настоящий сибирский характер.
— В нынешнем году Новосибирск отмечает свой 120-летний юбилей. Какой подарок готовит ваш творческий коллектив к этому замечательному празднику?
— Творческая команда Сибирского хора подготовила вокально-хореографическую композицию «Над широкой Обью», в которой передано ощущение Новосибирска как города самодостаточного, величественного и самобытно-харизматичного.
И я горда тем, что коллектив Государственного академического Сибирского русского народного хора на протяжении всей своей творческой биографии работает на исторический и культурный имидж города Новосибирска, и мы так трепетно относимся к этой знаменательной дате, что за полгода до Дня города разместили на своих автобусах праздничную символику, посвященную 120-летию Новосибирска.
Катерина Кошкина
"Вечерний Новосибирск" 29.06.2013